С точки зрения медицины двадцатый век был веком рака, и первые десятилетия  двадцать первого века не дают нам шансов для оптимизма, количество заболевших и умерших непрерывно растет, а наука так и не смогла найти радикальное средство борьбы с этой болезнью. Но, как считают крупнейшие онкологи мира, рак поддаётся профилактике, и пропаганда мер по профилактике рака — большая государственная проблема. В феврале- марте 2012 года отделом мониторинга ГКУЗ «Волгоградский областной центр медицинской профилактики» проведено социологическое исследование информированности населения города Волгограда и области о мерах по профилактике онкологических заболеваний. Исследование выявило высокую степень информированности населения, 95% знакомы хотя бы с одним из её факторов, а четвёртая часть – со всеми. Огорчает то, что многие знают о вреде курения и употребления алкоголя, но продолжают их употреблять. И ещё, обращает на себя внимание недооценка  положительных эмоций как фактора профилактики. Что же мешает нашим землякам вести здоровый образ жизни? Занятость и низкий уровень доходов, отсутствие знаний и даже… желания, т.е. по большому счёту это всего лишь отговорки! Но куда уж дальше? Только половина опрошенных удовлетворены своим здоровьем! Давайте начнём с малого, с того, что мы можем сделать для своего собственного здоровья сегодня, тогда в день завтрашний мы будем смотреть с большим оптимизмом

 

Всемирный день борьбы против рака проводится ежегодно по инициативе Международного Союза против рака с целью сфокусировать внимание общественности на этой глобальной проблеме. А проблема действительно глобальная. Ежегодно в мире выявляется около 10 миллионов новых случаев онкологических заболеваний, а умирает почти 8 миллионов онкологических больных. На онкологические заболевания приходится 13% всех смертей в мире.

Охрана общественного здоровья является одной из приоритетных задач социальной политики Российского государства в период проведения социально-экономических реформ, а здоровье населения определяется как основа национальной безопасности страны. Статистические данные свидетельствуют о том, что в структуре заболеваемости, ранней инвалидности и преждевременной смертности населения России основное место занимают неинфекционные заболевания — 96% против 4%, приходящихся на долю инфекционных болезней.

К числу социально-значимых неинфекционных заболеваний относятся сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психические, болезни органов дыхания, травмы, рост числа которых во многом зависит от образа жизни, факторов риска и вредных привычек, таких как низкая двигательная активность, нерациональное питание, курение, а также употребление алкоголя и наркотиков.

По статистике Всемирной организации здравоохранения, более 70 % всех случаев смерти от рака имеет место в странах с низким и средним уровнем доходов, где ограничены или вовсе отсутствуют доступные ресурсы, необходимые для профилактики, диагностики и лечения рака.

В структуре смертности населения трудоспособного возраста Волгоградской области в 2010 году, по сведениям ГКУЗ «ВОМИАЦ», на 1 месте – 34,6% находятся болезни сердечно-сосудистой системы, на 2 – 26,1% травмы и отравления, а на 3 – 14,7% новообразования. В структуре смертности всего населения: на 1 месте – 62,2% болезни системы кровообращения, а на 2 – 15,1% новообразования. Показатели общей смертности на 100 тыс. населения от новообразований в Волгоградской области выше, чем в среднем по РФ, соответственно 221,2 против 203,8 случаев. Особенно высокие показатели имеют:

Урюпинский р-он – 325,2

Еланский р-он – 295,9

Даниловский р-он – 279,8 случаев на 100 тыс. населения.

Принимая во внимание всё вышеизложенное, целью настоящего исследования является изучение осведомлённости населения по вопросам профилактики онкологических заболеваний  в возрастной группе населения от 18 лет и старше, составляющих наибольшую группу риска.

Задачи исследования:

  1. Определение уровня информированности населения о принципах профилактики онкологических заболеваний.
  2. Выявить степень удовлетворённости населения профилактической составляющей работы лечебно-профилактического учреждения, направленной на предупреждение онкологических заболеваний.
  3. Выявить зависимость между материальным положением и степенью информированности о принципах профилактики онкологических заболеваний.

Объектом социологического исследования является общественное мнение населения Волгоградской области.

Предмет исследования – отношение населения Волгоградской области к профилактике онкологических заболеваний.

Статистической единицей наблюдения (измерения) выступает

гражданин, потребитель медицинской помощи, принимающий участие в опросе (анкетировании).

Место проведения социологического опроса (анкетирования) —   медицинские учреждения города Волгограда и области по фактам пребывания или посещения  их респондентами.

Методика исследования.

Выборка. В данном социологическом исследовании используется неслучайный метод отбора. Правомерность такого метода объясняется ограниченностью ресурсов, которые не позволяют организовать многоступенчатую типологическую выборку. Респонденты для исследования подбираются из соображения доступности, это потребители медицинской помощи лечебно-профилактических учреждений города Волгограда.

Осуществляется анонимный анкетный опрос по анкете, состоящей из 11 вопросов, отражающих демографические данные (пол, возраст), социальное и материальное положение, отношение к здоровью, включая самооценку здоровья, сведения о вредных привычках (употребление табака и алкоголя),  и вопросы, связанные с профилактикой онкологических заболеваний.

Используются критерии для оценки осведомлённости о мерах по предупреждению рака, удовлетворённости состоянием здоровья респондентов,  оценки распространенности вредных привычек (курения табака и употребления алкоголя). Значимым является сопоставить информированность населения о принципах профилактики онкологических заболеваний с показателем удовлетворённости своим здоровьем и употреблением табака и алкоголя. Вопрос № 10 даёт представление об источнике противоонкологической информированности населения.

Вид исследования – аналитический.

Используемые в исследовании методы – анализ линейных распределений, корреляционный анализ.